You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Up

Natalia Strok, Director of the Vysokovsky Ecological and Ethnographic Center, a social and cultural institution in Belarus, starts her day very early: she answers calls from partners and clients whom she advises over the phone, and goes to their secondary plots, delivering seedlings, seeds and equipment. Strok’s work is helping local residents to start a farm business in spite the pandemic and economic crisis.

Rural residents are one of the most vulnerable groups when it comes to poverty. According to the BEROC Economic Research Center, the main causes of poverty for rural Belarusians are limited job opportunities and low wages—an average of 20% less than in the city.

Once COVID-19 hit, many businesses in the region went into crisis mode and even closed altogether. With employment opportunities outside the regions limited, finding new directions for business has become especially important for rural Belarusians.

In December 2019, as part of the “Support to Economic Development at the Local Level in the Republic of Belarus” project funded by the European Union as part of its EU4Business Initiative and implemented by the UNDP in Belarus in partnership with the Ministry of Economy, Natalia Strok opened an Agro-Eco-Entrepreneurship Support Center in Bereza County of Brest oblast. Through it, locals are offered free courses in innovative technologies, the principles of green economy, and the basics of business and financial literacy. In other words, Strok works to teach her fellow Belarusians to work the land in a way that will allow them to grow high-quality eco-friendly produce for themselves and for sale, even on small secondary plots.

The small business that Strok teaches her clients to engage in has considerable promise and impact on the economy as it generates new jobs, increases the number of self-employed, and develops agricultural marketing.

The Center provides seeds and seedlings, trains novice farmers in technology and innovations in crop production, and plans to help them to sell their produce in the future. Today, 15 residents of the county are already engaged in farming, using the seeds, seedlings, and knowledge they gained through the Center. A special nursery facility that is currently under construction is devoted to researching methods for growing and processing the seedlings of bushes and trees without using chemicals, and testing them in practice. Later on, these methods will be used by the Center’s clients.

Strok works with different age and social groups: pensioners, large families, people with disabilities, experienced farmers, and novice gardeners. She focuses on working with children and youth, because they are the future of the county, she says. Strok delivers an educational programme for schoolchildren at the Zditava Secondary School, where they have little plots to grow naked-seeded pumpkins and kalyna or guelder-roses for further sale.

Guelder-roses, naked-seeded pumpkins, Canadian blackberries and rosehips are just the beginning. Plans are to grow and harvest medicinal herbs for export to EU countries, to open a shared facility for the processing of harvested eco-friendly raw materials, and to generate jobs for people with disabilities and their families. Four people are already doing these jobs.

In the future, Strok plans to open an ecological and ethnographic park on 20 hectares of land as an eco-laboratory that will combine modern agricultural production, platforms for the research and implementation of innovative agricultural technology, training facilities, and infrastructure for ecotourism with new forms of recreation, using green energy- and resource-efficient technologies.

Natalia’s life story is quite fascinating. Born to an Austrian father and Belarusian mother, she could have lived in Austria. But she married a Belarusian and for some time she lived between the two countries. When her four children grew up, she finally returned to Belarus to share her rich experience and implement projects in her homeland. After all, she says, it is our native land that gives us strength, while helping others makes us feel satisfied and happy.

“I enjoy doing business, and I love working the land,” says Natalia Strok firmly. “So, for me this is like a hobby. I’m especially glad that I can introduce and teach innovative methods to my country folks. I’m sure that for many of them this will be a way out of the economic crisis, their main or extra income. We must strive to become doers. It’s time to put our knowledge and experience into practice. Even in difficult times, you always need to take at least one step forward, every day.”

Latest Success stories
by
14.05.2021
The EU Project helped a local business club in Belarus go to a new level, turning from informal community of entrepreneurs to an official business support centre in just one year.
by
29.04.2021
SvetaSlava is a Belarusian family farming business with ambitious plans to expand and minimize costs through the advisory support of the Tramplin Business Center. It is supported by the EU as part of its EU4Business initiative.
by
29.04.2021
The idea that “together we can move mountains” served the Maxavto service station in Maladzečna very well indeed: not only did they improve their service level, but also benefited local residents. How? By promoting the concept that you can bike when you can’t drive.

Cookies
This site uses cookies to offer you a better browsing experience. Find out more
I refuse cookies
I accept cookies

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Вверх

У Натальи Строк, директора социально-культурного учреждения «Высоковский эколого-этнографический центр» в Березовском районе, день начинается очень рано.

Звонят партнеры, клиенты, которых Наталья консультирует по телефону, подъезжает к ним на приусадебные участки, подвозит саженцы, семена и оборудование. Женщина помогает местным жителям начать свой сельскохозяйственный бизнес в период пандемии COVID-19 и экономического кризиса.

Сельское население – одна из наиболее уязвимых групп населения по бедности. Согласно исследованиям Центра экономических исследований BEROC, основными причинами бедности для жителей сельской местности являются ограниченные возможности трудоустройства и низкий уровень оплаты труда — в среднем на 20% меньше, чем в городе.

В период COVID-19, когда многие бизнесы в регионах переживают кризис или закрываются, а возможности трудоустройства за пределами районов ограничены – открытие новых направлений для бизнеса становится особенно важным для сельских жителей.

В декабре 2019 года в рамках сотрудничества с проектом «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который финансируется Европейским союзом в рамках инициативы EU4Business и реализуется Программой развития ООН в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь, Наталья открыла в Березовском районе Брестской области центр поддержки агро-эко-предпринимательства. Здесь жители района бесплатно учатся инновационным технологиям, принципам зеленой экономики, основам ведения предпринимательской деятельности и финансовой грамотности.

Другими словами, Наталья хочет научить соотечественников работать на земле таким образом, чтобы даже на небольших приусадебных участках выращивать качественную экологически чистую продукцию для себя и на продажу.

Маленький бизнес, которому Наталья обучает своих клиентов, имеет большой экономический эффект – создаются новые рабочие места, увеличивается количество самозанятого населения, налаживается сбыт качественной, экологически чистой агропродукции.

Центр дает семена и саженцы, обучает начинающих огородников строительству теплиц и садовых питомников, применению инновационных технологий работы с агрокультурами. Центр также готов помочь и с реализацией выращенной продукции. На сегодняшний день 15 жителей района уже занимаются огородничеством, используя семена и саженцы, а также знания, полученные в центре. В строящемся специальном питомнике для растений с использованием научного подхода анализируются и отрабатываются на практике методы выращивания и обработки различных саженцев кустов и деревьев без использования химикатов. В дальнейшем эти технологии будут предлагать клиентам центра.

Наталья работает с разными возрастными и социальными категориями населения: пенсионерами, многодетными семьями, людьми с инвалидностью, опытными фермерами, начинающими огородниками. Отдельное внимание Наталья уделяет работе с детьми и молодежью, ведь это будущее района. В Здитовской средней школе Наталья проводит образовательную программу для школьников, на земельных участках дети выращивают голосемянную тыкву и лекарственную калину – все для продажи.

Калина лекарственная, голосемянная тыква, канадская ежевика, шиповник – и это только начало. В планах – выращивание и сбор лекарственных трав для экспорта в страны ЕС. Открытие центра коллективного пользования для переработки собранного экологического сырья. Создание рабочих мест для людей с инвалидностью и членов их семей – они будут шить экоизделия. Четыре человека уже получили такую работу.

В будущем на 20 гектарах земли Наталья планирует открыть эколого-этнографический парк – эко-лабораторию, которая объединит в себе современные агропроизводства, платформы для исследования и внедрения инновационных сельхозтехнологий, обучающие площадки, инфраструктуру для экологического туризма с новыми формами отдыха, применением экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Жизненная история Натальи чрезвычайно интересна. Будучи австриячкой по отцу и русской по матери она могла бы жить в Австрии, однако, вышла замуж за белоруса, некоторое время жила на две страны. Когда выросли четверо ее детей, вернулась в Беларусь окончательно, чтобы делиться своим богатым опытом и воплощать планы на исторической родине. Ведь родная земля придает сил, а понимание, что помогаешь людям – ощущение удовлетворенности и счастья.

«Я люблю заниматься бизнесом и люблю работать на земле. Поэтому для меня это – бизнес для души. Особенно я рада, что могу приобщить и научить инновационным методам моих земляков. Уверена, что для многих это будет выходом из экономического кризиса, основным заработком или подспорьем к доходу. Мы должны стремиться стать людьми делающими, пришло время использовать знания и опыт на практике. Даже в сложные времена всегда нужно делать хотя бы один шаг вперед, каждый день», – уверена Наталья.

Недавние успешные истории
by
14.05.2021
Проект Европейского союза помог за год вывести клуб местных бизнесменов на новый уровень – от неформального сообщества предпринимателей до официального центра поддержки предпринимательства.
by
29.04.2021
«СветаСлава» – белорусский семейный бизнес, который расширяется и минимизирует расходы с помощью консультаций центра поддержки предпринимательства «Трамплин». Помощь центру оказывает Европейский союз в рамках инициативы EU4Business.
by
29.04.2021
Cовместными усилиями можно свернуть горы. И станция техобслуживания «Максавто» в г. Молодечно фактически сделала это, не только улучшив качество работы на СТО, но и принеся пользу жителям города.

Файлы Cookie
Этот сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу вашу работу в браузере. Узнать больше
Я отказываюсь
Я принимаю