You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Up

The Women in Business Support Programme of the European Bank for Reconstruction and Development (EBRD) and the EU4Business initiative helped one Belarusian entrepreneur increase sales by 80% and raise her brand’s profile.

“Nobody believed in us”

Irina Serezhonok came up with the idea of ​​selling children's clothing right after she had her firstborn. It turned out that there was almost no high-tech clothing for children in Minsk in 2012.

“My husband and I had just turned 30,” recalls Irina. “Many milestones happened in our life, and we were deciding on a career path. On my son’s first birthday, my aunt from Moscow presented him with a Finnish jumpsuit made of membrane fabric. We were crazy about it, but we couldn’t find anything similar in Minsk. This pushed us to open our own store of children's clothing and footwear from Finland.”

Irina left her job in radio, while her husband Mikhail already had the necessary background, as he had a chain of household appliance stores. The couple soon found business partners: they went to an exhibition of children's goods in Moscow and discussed cooperation with a number of Finnish brands. Even though the pre-order season was over, they were able to arrange a business meeting.

“Before we could even open, we ran into an unexpected problem: the landlords were afraid to lease premises to us!” Irina says. “It still surprises me: many were convinced that our store would not last long. Although it took a while, we eventually found space in a shopping center called Nemiga 3 that was almost entirely empty.”

Prior to opening the first store, Irina and Mikhail ran an active advertising campaign on the radio in October, the peak season. This immediately made the store popular and caught attention of official Finnish brand representatives.

“We quickly became friends and organized some joint events,” Irina says. “Once the real Joulupukki even came around and met with the children in the store. It was really cool!”

Irina says many people still think that SuomiKids is a Finnish brand. In fact, the name was invented by the Belarusians, and means, simply, “Finnish kids.”

“It took only 10 days to get a loan”

Irina and Mikhail’s focus on quality and service in their stores worked: the company grew very quickly and was soon looking for new growth areas. In 2017, Irina’s search led her to the Women in Business Support Programme for Women’s Entrepreneurship, which is funded by the EBRD, the European Union under the EU4Business initiative, Sweden and the EBRD Small Business Fund, which is sponsored by Italy, Japan, Korea, Luxembourg, Sweden, Switzerland, Taipei China, and the US.

“Thinking about how our company might develop further, I called the EBRD and asked what kind of help they provide to businesses,” recalls Irina. “It amazed me how friendly the people were on the phone. They already knew about us: even EBRD staff had bought clothes for their children in a SuomiKids store!”

At the request of the programme managers, Irina submitted accounting and statutory documents, and two days later a manager from the EBRD set up a meeting. Together, they figured out how to make the stores even more efficient. The consultants selected by Irina and approved by the EBRD managers helped to find out whether it was worth developing a chain in Belarus or better to expand to foreign markets, what to focus on in advertising, how to develop an incentives system for SuomiKids employees and a loyalty system for our customers.

“Our ambitions and their moral support were a combination and we soon opened two more stores,” says Irina. “They always helped and were there for us, with constant workshops and seminars, which I was happy to attend.”

The total cost of the consulting project was nearly €13,000, of which the company paid 20%. The “Women in Business” programme covered the rest.

In the strategy Irina and Mikhail developed with the consultants, SuomiKids plans to expand its retail network. The company took out a loan worth US $400,000 at Idea Bank, one of the program partners, to support this expansion.

“In Belarus, small business loans are given out very reluctantly,” recalls Irina. “So it was a complete surprise that, just 10 days after we called the bank, the loan was issued. This is something that never happens in any domestic bank.”

Later, the company again turned to consultants, including support from the Women in Business programme. One year after the consulting project ended, SuomiKids doubled its customer base, increasing its working capital by 116% and sales by 80%, and its brand had become much more visible.

When the pandemic hit, SuomiKids saw only a 15% drop in sales

Everything was looking optimistic until March 2020, when the coronavirus pandemic began in Belarus. People went into self-isolation, streets, cafés and shopping centers were suddenly empty. It wasn’t at all clear what the company should do.

“At first it was very scary as we have never seen such a crisis,” Irina explains. “We had no idea whether we should shut the store down or keep working, how long it would continue, what was the best way forward... Although not a day went by without at least some sales in our stores, our April turnover was down 53%. That was really drastic.”

To survive, the company had to cut costs. To begin with, they closed one store in a mall where the landlord was not willing to discount the rent. In other shopping centers, they were able to negotiate rent reductions with landlords and deferred payments with suppliers.

“There were always staff in the warehouse, so we thought: why not sell there, too?,” says Irina. “So we opened a retail store there, as well. By May, things got better: compared to May 2019, sales were only down 15%, even though we had one store less. By summer, people began to relax, and in July we grew 35%.”

Next: In-house clothing manufacturing

As technology and trade develop, it’s becoming easier to work. Belarusians used to have to go to Minsk to buy Finnish clothes for babies, but now they can have them delivered all over the country.

“Our online store has been opened for awhile, but we only launched delivery across Belarus on September 25, and, frankly, we did not expect to sell anything on the opening day,” recalls Irina. “But by lunchtime, the first delivery payment was made: RUB 290 from Pinsk.”

Seven years on, five fixed and one online SuomiKids clothing stores are operating in Minsk, employing 34 people. But Irina has a lot of business plans still brewing.

“We’re busy developing online sales, but we also want to enter global markets,” explains Irina. “This year we started selling high-quality merino wool hats under our own SuomiKids brand. Soon, we plan to open our own manufacturing of other clothes and we’re now working on the assortment. We also plan to bring another Finnish brand to Belarus by spring."

Latest Success stories
by
14.05.2021
The EU Project helped a local business club in Belarus go to a new level, turning from informal community of entrepreneurs to an official business support centre in just one year.
by
29.04.2021
SvetaSlava is a Belarusian family farming business with ambitious plans to expand and minimize costs through the advisory support of the Tramplin Business Center. It is supported by the EU as part of its EU4Business initiative.
by
29.04.2021
The idea that “together we can move mountains” served the Maxavto service station in Maladzečna very well indeed: not only did they improve their service level, but also benefited local residents. How? By promoting the concept that you can bike when you can’t drive.

Cookies
This site uses cookies to offer you a better browsing experience. Find out more
I refuse cookies
I accept cookies

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Вверх

Программа поддержки женского предпринимательства «Женщины в бизнесе» Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и инициативы Евросоюза EU4Business помогла предпринимательнице из Беларуси увеличить продажи на 80% и сделать свою компанию более узнаваемой.

«Никто в нас не верил, думали, мы откроем магазин – и сразу закроем»                             

Идея заняться детской одеждой родилась у Ирины Сережонок одновременно с рождением ребенка. Оказалось, что высокотехнологичной одежды для детей в Минске в 2012 году было практически не найти.

– Нам с мужем исполнилось по 30 лет, в жизни произошло много судьбоносных изменений, и мы решали, чем заняться. Моя родная тетя из Москвы на рождение сына подарила финский комбинезон из мембранной ткани. Мы были в восторге от него, но в Минске не смогли найти ничего похожего. Это и подтолкнуло нас открыть свой магазин детской одежды и обуви из Финляндии.

Ирина оставила работу на радио, а у ее мужа Михаила был необходимый опыт – свои магазины бытовой техники. Партнеров по бизнесу семья нашла быстро – в Москве проходила выставка детских товаров, они приехали и обсудили с несколькими финскими брендами сотрудничество. Несмотря на то, что сезон предзаказов был пропущен, им пошли на встречу.

- Перед открытием мы столкнулись с интересной проблемой: арендодатели опасались сдавать нам помещение в аренду! Меня до сих пор это удивляет: многие были убеждены, что мы откроем свой магазин – и сразу его закроем. Хоть и не быстро, но в итоге мы нашли помещение в почти пустующем торговом центре «Немига 3».

Перед открытием первого магазина Ирина и Михаил запустили активную рекламную кампанию на радио, к тому же открылись в самый активный сезон - в октябре. Все это сразу сделало магазин популярным, в том числе среди официальных представителей Финляндии.

– Мы сразу подружились и стали делать совместные мероприятия. Однажды к нам даже приезжал настоящий Йоулупукки, который встречался с детьми в магазине. Вышло очень здорово!

Ирина говорит, что многие до сих пор уверены, что «SuomiKids» – бренд финской одежды. На самом же деле это придуманное белорусами название, оно переводится как «финские детки».

 «С момента звонка в банк до выдачи кредита прошло всего десять дней»

Ирина рассказывает, что ставка на качество одежды и обслуживание в магазинах сработала: компания росла очень быстро, и хотелось искать новые пути развития. В 2017 году поиски привели ее к программе поддержки женского предпринимательства «Женщины в бизнесе», которая финансируется ЕБРР, Евросоюзом в рамках инициативы EU4Business, Швецией и Фондом содействия малому бизнесу ЕБРР (Италия, Япония, Корея, Люксембург, Швеция, Швейцария, Тайбэй Китай, США).

– В раздумьях о том, как развиваться дальше, я позвонила  в ЕБРР и спросила, что за помощь бизнесу они предоставляют. Меня поразило, насколько доброжелательные люди были на том конце провода. Там про нас уже знали: девушки-сотрудники из ЕБРР сами покупали одежду для своих детей в магазине «SuomiKids».

По просьбе менеджеров Ирина прислала бухгалтерские и учредительные документы, и уже через два дня на встречу в компанию приехал менеджер из ЕБРР. Вместе они решали, как сделать работу магазинов еще эффективнее. Выбранные Ириной и одобренные менеджерами ЕБРР консультанты помогли выяснить, стоит ли развивать сеть в Беларуси или лучше выходить на рынок других стран, на что делать акцент в рекламе, как разработать систему мотивации для сотрудников и систему лояльности – для клиентов.

– Наши амбиции и их моральная поддержка дали хороший эффект – мы открыли еще два магазина. Они всегда помогали и были рядом, проводили постоянные тренинги и семинары, на которые я ходила с удовольствием.

Общая стоимость консалтингового проекта составила без малого 13 тысяч евро, из них компания оплатила 20%, остальное – программа поддержки «Женщины в бизнесе».

В соответствии с разработанной вместе с консультантами стратегией компания запланировала расширение собственной розничной сети. На эти цели «SuomiKids»  получила кредит от «Идея Банк» - одного из партнеров программы -  на сумму 400 тысяч долларов США.

– Кредиты в Беларуси малому бизнесу выдают очень неохотно. А это было и вовсе что-то удивительное: с момента звонка в банк до выдачи кредита прошло десять дней. Этого не было у нас ни с одним банком в Беларуси.

В дальнейшем компания еще обращалась к услугам консультантов, в том числе при поддержке программы «Женщины в бизнесе». Через год после завершения консалтингового проекта «SuomiKids» стала более узнаваемой, увеличив клиентскую базу вдвое, оборотные средства – на 116%, а продажи – на 80%.

Коронакризис ударил, но не очень больно: минус 15% продаж

Все было оптимистично до марта 2020 года, когда в Беларуси началась пандемия коронавируса. Люди ушли на самоизоляцию, улицы, кафе и торговые центры опустели. Что делать, было совершенно не понятно.

– Сначала было очень страшно: такого кризиса мы никогда не видели. Мы не понимали – закрываться или работать дальше, как долго это будет продолжаться, что с этим делать… Хотя не было ни дня, чтобы мы совсем ничего не продали в магазинах, но выручка в апреле все равно снизилась на 53%. А это очень много.

Чтобы выжить, пришлось сократить расходы. Для начала закрыли один из магазинов в торговом центре, где руководство не захотело предоставить скидку по аренде. В остальных торговых центрах смогли договориться о снижении арендной платы, с поставщиками – об отсрочках платежей.

– На складе постоянно находились работники, и мы решили: почему бы и здесь не продавать? Теперь там пункт выдачи товаров онлайн-магазина. К маю стало полегче: по сравнению с маем 2019-го мы продали всего лишь на 15% меньше товара, а ведь у нас стало на один магазин меньше. К лету люди расслабились, и в июле мы вообще выросли на 35%.

В планах – открыть собственное производство одежды

С развитием технологий и торговли работать становится проще. Если раньше за финской одеждой для малышей приходилось ездить в Минск, то теперь ее можно купить с доставкой по всей стране.

– Наш онлайн-магазин работал давно, но доставку по Беларуси мы запустили буквально на днях – 25 сентября, и честно говоря, не ожидали, что продадим что-то в первый день. Но уже к обеду была проведена первая оплата доставки – 290 рублей из Пинска.

Спустя 7 лет в Минске работают пять стационарных и один онлайн-магазин детской одежды «SuomiKids», где трудятся 34 работника. Планов у Ирины очень много.

– Пока мы заняты развитием онлайн-продаж, хотим выходить на глобальные рынки. В этом году мы начали продавать шапки под собственной торговой маркой «SuomiKids», которые шили из качественной шерсти мериноса. В самых ближайших планах – открыть собственное производство и другой одежды, сейчас мы работаем над ассортиментом. К весне планируем привезти в Беларусь еще один финский бренд. 

Недавние успешные истории
14.05.2021
Проект Европейского союза помог за год вывести клуб местных бизнесменов на новый уровень – от неформального сообщества предпринимателей до официального центра поддержки предпринимательства.
29.04.2021
«СветаСлава» – белорусский семейный бизнес, который расширяется и минимизирует расходы с помощью консультаций центра поддержки предпринимательства «Трамплин». Помощь центру оказывает Европейский союз в рамках инициативы EU4Business.
29.04.2021
Cовместными усилиями можно свернуть горы. И станция техобслуживания «Максавто» в г. Молодечно фактически сделала это, не только улучшив качество работы на СТО, но и принеся пользу жителям города.

Файлы Cookie
Этот сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу вашу работу в браузере. Узнать больше
Я отказываюсь
Я принимаю