You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Up

Nadezhda Abashina is the owner of one of the first private farms in Belarus. She says the impact of global warming on Belarusian farmers is quite visible.

“We’ve had one snowy winter in 15 years,” Abashina says. “These days, we plant radishes in February-March, and sell them by April-May.”

Nadezhnoe was a pioneer farm in independent Belarus, located in the very south of the country, in Bragin Oblast. About 30 years ago, it was established by Nadezhda's grandfather, and his granddaughters have been following in his footsteps for the last three years.

“We didn’t want to give up on the legacy of our grandparents, so we decided to continue their work,” says Abashina. “We’re not the kind of people to just sit around idly, so we took on the farm. There’s a lot of work all year round. During the season, we water and harvest from dawn to dusk. At other times we’re busy pruning, seeding and raising seedlings.”

In Soviet times, the farm mainly produced potatoes and cabbages, but the climate and people’s needs have changed a lot over the last three decades. The family is gradually abandoning vegetables and allotting ​​six hectares for new crops: strawberries, currants, rapeseed, and other grains. There are two reasons for this: climate change and growing competition.

In a small town in the south, many people are already gardening, and there is no need to buy farm products. So, the family often sells products to entrepreneurs at markets, or wholesale to grocery stores.

“The main problem is always the same — how to sell,” Abashina admits. “Bragin is far from major cities, and even the nearest regional city, Gomel, is 110 km away. So, it makes little sense to carry 20 kg of strawberries to a city market. There are two options left: to grow more produce and sell it in Gomel, or to grow less, but earlier or later than others, so that we can sell it locally. So far, we prefer the latter, because we plant radishes in February-March and sell them by April-May. We plant strawberries later, and sell them when everyone else has run out.”

“Five years ago, I had no idea how to grow radishes”

For about 8 years, the Abashin sisters attended seminars for farmers. Later, the Nadezhnoe Farm became a partner of the Berry Land cluster initiative and received some help from a project called “Support for local economic development in Belarus” being implemented by UNDP in partnership with the Belarusian Ministry of Economy. Thus the sisters acquired a rotary tiller, a drip irrigation system, a trimmer and berry seedlings.

“Some five years ago I had no idea how to grow radishes, but gradually I began to try and learn something new,” recalls Abashina. “It was the UNDP project that pushed us to continue farming. We attended seminars and exchanged experience with other farmers. We understood that we had to give up uncompetitive vegetables and switch to berries. We knew how to plant and grow berries, but we didn’t have the means to buy seedlings. This project helped us quickly do what we couldn’t have done on our own for a long time.”

Also within the framework of this project, which is funded by the EU under the EU4Business initiative to support economic reforms, farmers began to collaborate with the Institute of Radiology, which checks products for the presence of radiation and nitrates. After all, Bragin is one of the Belarusian cities most affected by the Chornobyl accident and is known to have high radiation levels.

“Once a year, we submit our crops for radiation checks, and we do the same before selling in bulk to stores,” says Abashina. “So far, we’ve never recorded radiation above permissible levels. On the contrary, it’s generally 10 times lower than the norm. After all, we all have families and children, so we ourselves would not eat or sell contaminated produce.”

“Warming has caused an influx of tarantulas, which are not typical in our climate”

Over the past 25 years, the average temperature in Belarus has risen 1.2°C. Such a seemingly insignificant increase is actually very noticeable to any farmer.

“The climate has become much warmer and this has impacted our business as well,” says Abashina. “Over the past 15 years, we have had only one snowy winter. The weather has been above freezing already in February. Our grandparents would never have believed that dill and parsley could be planted outdoors in February, and radishes and lettuce in March!”

Although winters have become short and almost snowless, the warming has not only prolonged the harvest season, but also caused problems: an influx of pests and diseases that were unknown before.

“With the warming, we’ve seen American butterflies and many more new spiders and bugs,” notes Abashina. “We take pictures of them all, and then look online to see what species they are because we need to understand whether an insect is harmful or not, and whether we need to beware. There are now a lot of wasp spiders like argiopebruennichi here, and we’ve even seen an influx of tarantulas, which are not typical in our climate. Some spiders we haven’t been able to identify yet—and they have a very painful bite!”

The Abashin sisters look after their farm while holding down regular jobs. Nadezhda works as a teacher, so her annual leave falls in summer, which makes farming easier. For now, farming is her way to keep her interested and make extra money while on maternity leave.

“So far we all live off our day jobs,” Abashina says. “Whatever we make from farming, we immediately invest in the farm, so there is still not much profit. We would need more than six hectares of land to make real money. We would also have to give up our other jobs and focus only on the farm. Right now we can’t do this, but in the future—who knows?”

This article was prepared by the “EU for Climate” and “Support for local economic development in Belarus” projects.

The EU4Climate project is being implemented by UNDP in partnership with the Belarusian Ministry of Natural Resources and Environmental Protection, and is funded by the European Union.

The project Support for Local Economic Development in Belarus is also implemented by UNDP under the EU4Business Initiative in partnership with Belarusian Ministry of Economy, and funded by the European Union.

Latest Success stories
by
22.02.2022
A knitwear factory in Belarus has partnered with luxury clothing brands through the “Ready to Trade - an EU4Business Initiative” project, allowing this small country to boast knitwear that meets all European quality standards.
by
08.02.2022
Currently only 6% of all administrative procedures related to doing business in Belarus can be carried out online. To complete the remaining 94%, Belarusian firms have to physically visit various government agencies.
by
10.12.2021
Many of us have witnessed how garbage from overflowing containers spills out and ends up being blown around by the wind in residential areas.

Cookies
This site uses cookies to offer you a better browsing experience. Find out more
I refuse cookies
I accept cookies

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Вверх

О том, как на фермеров Беларуси влияет глобальное потепления и какие в этом плюсы и минусы, мы узнали у Надежды Абашиной, владелицы одного из первых в Беларуси крестьянско-фермерских хозяйств.

«Редиску сажаем уже в феврале-марте, а продаем к апрелю-маю»

Фермерское хозяйство «Надежное» стало одним из первым в истории независимой Беларуси и находится на самом юге страны, в Брагинском районе. Около 30 лет назад его организовал дедушка Надежды, а последние три года его дело продолжают три внучки.

— Нам жалко было бросить такое наследие дедушки с бабушкой, поэтому мы решили продолжать их дело, — признается Надежда. — Сидеть на месте нам скучно, поэтому занимаемся фермерством. Работы круглый год полно: в сезон поливаем и собираем урожай от рассвета до заката, а все остальное время занимаемся уходом, обрезкой, семенами, саженцами.

В советские времена хозяйство занималось в основном картофелем и капустой, но климат и потребности людей за три десятка лет сильно изменились. Сейчас от овощей семья постепенно отказывается, отводя территорию в шесть гектаров под новые культуры — клубнику, смородину, рапс и зерновые. Причины две: потепление климата и большая конкуренция.

В небольшом городе на юге многие люди и так занимаются огородами, и покупать фермерские продукты часто нет необходимости. Поэтому семья чаще продает продукцию предпринимателям на рынки или оптом на овощебазы.

— Основная проблема всегда одна — продать продукцию. Брагин находится далеко от остальных городов, даже до ближайшего областного города (Гомеля) — 110 км. То есть, везти до города 20 кг клубники не имеет особого смысла. Поэтому варианта два: выращивать больше продукции и продавать в Гомель, или выращивать меньше, но раньше или позже остальных, чтобы стало возможным продавать ее на месте. Пока остановились на втором варианте, потому редиску мы сажаем уже в феврале-марте, а продаем к апрелю-маю. Клубнику сажаем позже, а продаем ее, когда у всех уже закончилась.

«Еще пять лет назад я понятия не имела, как выращивать редис»

В переформатировании хозяйства помог проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь», который реализует ПРООН в партнерстве с Министерством экономики Республики Беларусь при поддержке Европейского союза под зонтиком программы ЕС EU4Business. Около 8 лет сестры ходили на семинары для фермеров. Позже  КФХ «Надежное» стало партнером кластерной инициативы «Ягодный край» и получило помощь от проекта — почвофрезу, капельный полив, триммер и саженцы ягод.

— Еще лет пять назад я понятия не имела, как выращивать редис, а постепенно начала пробовать и учиться чему-то новому. Проект ПРООН и подтолкнул нас продолжать заниматься хозяйством. Мы ходили на семинары, узнавали опыт других фермеров, поняли, что стоит отказаться от неконкурентных овощей и перейти на ягоды. Мы знали, как их садить и выращивать, но на покупку саженцев у нас не было необходимых денег. Проект помог сделать быстро то, на что мы бы откладывали еще очень долго.

Также в рамках проекта фермеры стали сотрудничать с институтом радиологии, который проверяет продукцию на наличие радиации или нитратов. Ведь Брагин — один из самых пострадавших от аварии на ЧАЭС городов Беларуси, долгое время здесь был повышенный радиационный фон.

— Мы раз в год бесплатно сдаем урожай на проверку уровня радиации, то же самое — перед продажей оптом в магазины. Пока ни разу не зафиксировали повышение допустимого уровня, обычно он в десятки раз ниже нормы. Все-таки у самих семьи и дети, поэтому есть и продавать загрязненные продукты мы не будем.

«Из-за потепления пришли тарантулы, хотя всегда казались нам чем-то далеким»

В Беларуси за последние 25 лет средняя температура стала на 1,2°С выше климатической нормы. Такая незначительная на первый взгляд цифра оказывается очень заметной для любого фермера.

— Климат за это время стало намного теплее, что отражается в том числе и на нашем хозяйстве. За последние 15 лет у нас была лишь одна снежная зима, остальное время в феврале уже держится плюсовая температура. Наши бабушка и дедушка никогда бы не поверили, что укроп и петрушку можно высаживать в открытый грунт в феврале, а редис и салат — в марте!

Хотя зимы стали короткими и почти бесснежными, тепло принесло не только продление сезона урожайности, но и дополнительные проблемы — неизвестные до этого вредители и болезни.

— С потеплением климата у нас появилась американская бабочка и еще много новых жучков-паучков. Мы всех фотографируем и потом ищем в интернете, кто это, — рассказывает Надежда. — Нужно же как-то понять: вредное это насекомое или нет, и нужно ли с ним бороться. У нас теперь появилась тьма пауков-ос (она же аргиопа Брюнниха) и даже тарантулы пришли, хотя всегда казались нам чем-то далеким и загадочным. Есть еще какие-то паучки, которых мы пока не распознали и которые очень больно кусаются.

Занимаются хозяйством сестры параллельно с основной работой. Надежда работает учителем, поэтому ее ежегодный отпуск приходится на лето, что упрощает занятие фермерских хозяйством. Но пока это хобби на время декретного отпуска, не приносящие особого дохода.

— Пока мы все живем за счет своей основной работы. Если что-то зарабатываем от фермерства, тут же вкладываем в дальнейшее развитие и расходные материалы, потому прибыли пока немного. Чтобы это приносило хороший доход, нужно побольше, чем шесть гектаров. Во-вторых, нужно будет отказаться от основной работы и заняться хозяйством вплотную. Пока мы на это не можем решиться, но в будущем — кто знает?

Публикация подготовлена проектами «ЕС для климата» и «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».

Проект «ЕС для климата» реализует Программа развития ООН (ПРООН) в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси и финансирует Европейский союз.

Проект «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь» также реализует ПРООН в рамках инициативы EU4Business в партнерстве с Министерством экономики Беларуси и финансирует Европейский союз.

Недавние успешные истории
by
22.02.2022
Фабрика трикотажа из Беларуси стала партнером люксовых брендов одежды благодаря участию в проекте Ready to Trade – an EU4Business Initiative, которую реализует Центр продвижения импорта из развивающихся стран (CBI) и Центр международной торговли (ITC).
by
08.02.2022
На данный момент лишь около 6% административных процедур для бизнеса в Беларуси можно выполнить в электронном виде, для остальных 94% предпринимателям приходится посещать различные государственные инстанции.
by
10.12.2021
Многие из нас были свидетелями, как мусор из переполненного контейнера вываливается и разлетается от порывов ветра по жилому кварталу. Если это случается в выходной, то вы получаете перспективу наблюдать это не один день, потому что мусоровоз не приедет до понедельника.

Файлы Cookie
Этот сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу вашу работу в браузере. Узнать больше
Я отказываюсь
Я принимаю